Сегодня 24.02.2007 | Вы зарегистрированы на сайте как ANONYMOUS |
Об одном из подходов к пониманию содержания управленческого учета
Это же обстоятельство определяет, как минимум «двухведомственный», подход к вопросам регулирования управленческого учета на государственном уровне. С одной стороны, такая предметная область как затраты, их классификации, учет, анализ, планирование и контроль традиционно была предметной областью бухгалтерского учета и, как следствие, входит в компетенцию Министерства финансов Российской Федерации, которое отвечает за нормативное регулирование бухгалтерского учета в России. С другой стороны, вопросы совершенствования корпоративного управления российского бизнеса являются сферой компетенции иного ведомства - Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Определение системы управленческого учета – вопрос дискуссионный. Не существует какого-либо идеального определения, которое устраивало бы всех специалистов в этой области. Мнения авторов по этому вопросу колеблятся в диапазоне от понимания управленческого учета в узком смысле этого слова, а именно как подсистемы бухгалтерского учета, включающей в себя сбор, регистрацию и обобщение информации, до его трактовки в широком смысле как системы управления предприятием, охватывающей все функции управления: планирование, организацию, собственно учет, контроль, анализ, принятие решений. То есть, образно говоря, одни авторы «ставят ударение» на слове «учет» в связке «управленческий учет», а другие – на слове «управленческий». Вообще, само понятие управленческий учет переведено с английского языка (в оригинале – management accounting) и несет в себе некоторое противоречие, так как с точки зрения классической российской теории управления любой учет есть функция управления, поэтому учет по определению не может быть не управленческим. Приведем примеры определений управленческого учета. Так, по мнению Национальной ассоциации бухгалтеров США, управленческий учет есть «процесс идентификации, измерения, накопления, анализа, подготовки, интеграции и передачи финансовой информации, используемой управленческим персоналом для планирования, оценки и контроля за производственной деятельностью и эффективностью использования ресурсов». Хорнгрен Ч.Т. и Фостер Дж. дают следующее определение: «Управленческий учет – это идентификация, измерение, сбор, систематизация, анализ, разложение, интерпретация и передача информации, необходимой для управления какими-либо объектами». В книге «Управленческий учет» под редакцией Шеремета А.Д. приводится определение, сходное с представленными выше: «Управленческий учет – подсистема бухгалтерского учета, которая в рамках одной организации обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью организации. Этот процесс включает выявление, измерение, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций». Созвучное определение дает в книге «Бухгалтерский управленческий учет» М.А. Вахрушина: «Управленческий учет можно определить как самостоятельное направление бухгалтерского учета организации, которое обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, управления, контроля и оценки организации в целом, а также ее структурных подразделений». «Учетно-информационную» направленность управленческого учета подчеркивают Николаева О.Е. и Шишкова Т.В.: «Управленческий учет охватывает все виды учетной информации для внутреннего использования руководством на всех уровнях управления предприятием». Более широкую трактовку используют Касьянова Г.Ю. и Колесников С.Н. - авторы книги «Управленческий учет по формуле «три в одном»: «...к понятию «управленческий учет относится не только система сбора и анализа информации об издержках предприятия, но и система управления бюджетами (то есть планирования) и система оценки деятельности подразделений, то есть в большей степени управленческие, чем бухгалтерские технологии». Обобщая определения других авторов, Керимов В.Э. в монографии «Теория и практика организации управленческого учета на производственных предприятиях» делает вывод о том, что «управленческий учет – это интегрированная система внутрихозяйственного учета, представляющая информацию о затратах и результатах деятельности предприятия и его структурных подразделений в разрезе прошлого, настоящего и будущего времени». Возможность вести дискуссию о предметном содержании управленческого учета можно было бы оставить ученым. Ученым необходимо получать и подтверждать полученные ученые степени и звания, формулируя собственные оригинальные взгляды на сущность той или иной предметной области. Практикам же, далеким от подобной честолюбивой необходимости, можно было бы остаться от этой дискуссии в стороне. Можно было бы, но... Дело в том, что ответы на вопрос о предметной сущности управленческого учета напрямую сказываются на вопросах о постановке управленческого учета и дальнейших результатах его «эксплуатации». (Помните фразу из одной детской книги – «как яхту назовем, так она и поплывет»?) Ряд рассмотренных выше определений трактуют управленческий учет как систему сбора, обработки и предоставления информации руководству предприятия для принятия обоснованных управленческих решений. То есть сами процедуры принятия управленческих решений, если интерпретировать данное определение дословно, в предмет управленческого учета уже не входят? И в данном случае авторы противоречат сами себе, когда в начале книги приводится подобное определение, а далее при изложении материала рассматриваются вопросы принятия решений, например, относительно цен реализации, оптимальной производственной программы, размещения заказов на стороне и т.п. И вообще, данная трактовка управленческого учета, по нашему мнению, может привести к искаженному пониманию целей и предметной сущности управленческого учета. Управленческий учет, в результате, воспринимается не как инструмент управления, а как «генератор отчетов». И здесь мы нисколько не преувеличиваем. Очень часто в публикациях и на семинарах, посвященных вопросам постановки управленческого учета, постановку предлагается начинать именно с формулирования требований к содержанию отчетов и разработки форм этих отчетов. Конечно же, отчеты нужны (как средство осуществления функции коммуникаций), но, представляется, что все же они не носят первостепенный характер и не с этого надо начинать. Однако в данных материалах мы не ставили перед собой задачу критики существующих «неправильных» определений и представление своего «правильного». Более того, говорить о правильности или неправильности любого определения можно с известной долей условности, поскольку главным критерием «качественности» определения является результат его применения, его интерпретации на практике. Поэтому более актуальным мы считаем формирование подхода, инструмента, который бы позволил осознанно и относительно независимо от субъективных пристрастий рассматривать предмет управленческого учета. По нашему мнению, инструментом системного отношения к пониманию предметной сущности управленческого учета могла бы быть «управленческая» матрица (Рис. 1.), основанная на том принципе, что система управления представляет собой, с одной стороны, совокупность объектов управления, с другой стороны – совокупность реализуемых в отношении этих объектов управленческих функций. Строки этой матрицы соответствуют определенным объектам управления, а столбцы – определенным управленческим функциям. Таким образом, каждое поле матрицы будет отражать, как в отношении определенного объекта управления реализуется определенная функция управления. Формируя ту или иную совокупность полей матрицы, становится возможным осознанно обсуждать любую управленческую теорию или концепцию. При этом могут быть использованы дополнительные «степени измерений» матрицы. Так «третье измерение» матрицы может отражать категории субъектов управления (или лиц, в пользу которых осуществляется управление). «Четвертое измерение» - определять временной горизонт реализации управленческих функций. Разумеется, не существует стандартного набора управленческих функций и объектов управления. Но это – еще одно достоинство данного подхода. Каждый пользователь матрицы формирует необходимый ему перечень функций и объектов управления исходя из собственных задач, пристрастий, сложившейся практики. Поэтому, представленный на Рис. 1. перечень категорий объектов управления и управленческих функций является одним из возможных вариантов. Неразбериха с явлением управленческого учета обусловливает нерациональное использование интеллектуальных, информационных, организационных, финансовых ресурсов предприятий России, неоправданно увеличивает затраты на программное обеспечение, приобретение средств вычислительной техники, на стандартизацию бизнес- процессов и автоматизацию управления. Увеличение затрат в конечном итоге обусловливает рост себестоимости продукции и снижение ее конкурентоспособности. Однако повторим, что главной задачей представленных материалов мы считаем не формирование готовой «абсолютной истины» в отношении предмета управленческого учета, а представление инструмента к пониманию его предметной сущности. Такой подход, по нашему мнению, дает всем заинтересованным участником дискуссии – менеджерам, собственникам, консультантам, научным работникам, представителям органов государственной власти – возможность осознанного, объективного, гибкого отношения к проблеме. ( написано 30.09.2002, опубликовано 30.09.2002)
Обсуждение (всего 3 реплики, последняя - 30.05.2003 19:17) Высказаться Настройка
|
В начало страницы | Sponsored by Andrey Akopyants |